Анна Павлова – русская балерина, признана величайшей балериной XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала с труппой по всему миру, выступив более чем в сорока странах и во многих из них впервые представила искусство балета.
Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё Михаилом Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (несколько лет спустя распространилось название «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века.
Найти вход оказалось непросто. Дует сильный ветер с Невы и тучи закрыли солнце. На выставку идем с подругой. К нам подходит женщина лет 50 и начинает оживленно тыкать своим смартфоном нам в лица, яростно пытаясь добиться от нас помощи найти вывеску «Музыкальный хор». Мы отвлеклись от поиска нашей галереи. Ищем дорогу для этой женщины. Она уходит, ничего не сказав. Только красный платок развевается позади неё на ветру. Мы смеёмся: здесь есть все, кроме того, что нам нужно.
Наконец, додумались. Идём к зданию с другой стороны и заходим в дом с прочной деревянной дверью из светлого дерева. На входе встречает мужчина лет 40. Он предлагает пройти в гардероб и купить билеты. Галерея свободная. Людей немного. Пространство большое. Чисто, красиво, приятно. Быстро проходим, рассматриваем экспонаты, обсуждаем современное искусство. По дороге к зеркальной комнате, ради которой мы и пришли, встречаем двух девушек. Они живо и показательно делают вид, что разглядели невероятный смысл в чёрном холсте с белыми каплями. Это выглядит забавно.
Комната зеркальная. Пять зеркал. На нескольких инеем нарисованы балерины и от этого, когда человек смотрит в него, видит себя как бы настоящим танцором. Когда ты смотришь в одно зеркало, видишь и остальные. Картинка зацикливается. Ты будто полностью окунаешься в атмосферу танца, суматохи, любви, света, стремления. Всё это становится частью тебя в этой комнате. По словам создателей, Анна верила, что если написать желание на бумажке и показать его во все зеркала, а потом положить в маленький черный ящичек, то оно непременно сбудется. Такой интерактив тоже представлен всем посетителям.
Благодаря Анне Павловой слава о русском балете пронеслась по всему миру, а в Петербурге до сих пор нет ни памятника, ни музея, ни улицы, названных в её честь. И только дом №5 на Итальянской улице хранит историю любви, странствий и тень великой балерины.