Захожу на территорию Петропавловской крепости. Начинается дождь. Не сразу понимаю, где нужный музей. Вижу первый указатель, за ним другой. Следую по ним. Наконец последний: «Вход в музей под аркой». Прохожу по нему и попадаю в точку назначения.
«Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко». Не знала, что на территории Петропавловской крепости есть космический музей. Почему он именно здесь? Первый зал небольшой. Весь в информационных стендах. В основном о личностях, связанных с ракетной техникой. Надолго не задерживаюсь, потому что слышу голос экскурсовода. Интересно, о чём он рассказывает.
Иду мимо моделей самолётов, интерьеров кабинетов за стеклом, моделей ракетных двигателей. Наконец, отчётливо слышу голос экскурсовода: «...Вы видите на крышке помятости. Этот прибор в космос отправлять нельзя. Вместо него отправили дублёра...». Рассказ прерывается. – Прошу прощения, почему Вы меня снимаете? – Да я немного… А нужно разрешение спрашивать? По возмущённому взгляду экскурсовода юному фотографу всё стало понятно без слов.
Осматриваюсь. Просторный зал. Здесь собралось много юных журналистов – участников конкурса «Журналистский марафон». Ребята записывают стендапы на фоне космических объектов, преподаватели одобрительно кивают с другой стороны камеры. Серьёзные лица и серьёзный подход. Обычные посетители рассматривают экспозицию: космические станции и корабли, гигантский глобус Луны. Необычные металлические конструкции – двигатели космических кораблей – привлекают внимание. Фотографирую их снизу, чтобы подчеркнуть их внушительный размер.
Дальше представлены детали космических кораблей, спутники, модели планет, стенды с фотографиями, продукты питания космонавтов. «Закуска аппетитная. Мясо цыплят с овощами. Свинина, говядина под майонезом. Судак в соусе». Чтобы не думать о еде, переключаю внимание на гидрокостюм космонавта. Он висит над потолком. Будто парит в невесомости. В шлеме отражается окружающее пространство. Вижу себя. Словно обычная пятнадцатилетняя девочка оказалась в космосе со своим товарищем в скафандре.
В шлеме отражается окружающее пространство. Вижу себя. Словно обычная пятнадцатилетняя девочка оказалась в космосе со своим товарищем в скафандре.
Со всех сторон обсуждение журналистского марафона. Кто-то снимает видео, кто-то осматривает экспозицию. Пройдя все залы, точно могу сказать, что в каждом из них можно найти участников конкурса.
Слышу разговор Алины, члена моей команды.
– Расскажите, пожалуйста, что привело вас в музей и какие части экспозиции вызывают у вас наибольший интерес? – Это желание сына. Он сказал, что обязательно должны приехать сюда, сходить в этот музей. Мы из Липецка. Он давно интересуется космосом, а я просто его сопровождаю. «Я турист, приехала из Нижнего Новгорода. Гуляла по Петропавловской крепости и просто решила зайти», – ответил Алине другой посетитель музея на тот же вопрос.
Возвращаюсь к макетам и замечаю новые экспонаты. Животные в космосе. Биокапсула, макет системы фиксации, – в каждом из них чучело животного. Вспоминаю полёт на Луну Белки и Стрелки. Замечаю табличку с информацией о спутнике Земли: «Луна издавна манила жителей Земли своей красотой и таинственностью. Люди замечали её связь с природными явлениями, были уверены в её влиянии на повседневную жизнь и состояние здоровья. Греки называли ее Селеной, славяне – Дивией, в Индии ей дали имя Чандра, а в Китае – Чанъэ». Какая загадочная Луна, какие странные названия давали ей разные народы.
Луна издавна манила жителей Земли своей красотой и таинственностью. Люди замечали её связь с природными явлениями, были уверены в её влиянии на повседневную жизнь и состояние здоровья.
Доносится голос экскурсовода: «Имея подробные снимки, мы делаем глобус Луны. У СССР было преимущество в назывании объектов». Макет Луны расписан со всех сторон. Море Спокойствия, море Ясности, а тут море Москвы, кратер Данте, Фицджеральда, Ломоносова. Вот бы мне море спокойствия и ясности.
Фотоаппарат разрядился. Раздраженно снимаю со спины рюкзак, достаю из него аккумулятор, меняю старый на новый. Возвращаюсь к началу экспозиции. Это второй зал. Здесь самолёты. Они словно хотят взлететь, но почему-то замерли в процессе взлёта. Смотрю на модель одного из них и думаю о людях, которые с ним связаны. Какой смелостью и отвагой нужно обладать, чтобы управлять самолётом. Какой целеустремленностью и решимостью нужно владеть, чтобы его сконструировать. Хочу узнать об этом подробнее, читаю информационные стенды об инженерах.
Вот бы мне море спокойствия и ясности.
Почему же музей о космосе в Петропавловской крепости? «В этом здании была газодинамическая лаборатория. Здесь проектировались первые двигатели, первое ракетное топливо, проходили испытания. Руководил всем Валентин Петрович Глушко. В честь него назвали музей». Наконец уталили моё любопытство Вика и Саша, члены моей команды.
Интерьер кабинета руководителя лаборатории как будто сам говорит о важности его роли. В комнате пять стульев. Многовато для одного человека. Скорее всего, к нему часто заходили за советом. Здесь и другая деревянная мебель – стол и шкаф. На стене величественно висит портрет Ворошилова. На другой – телефон с трубкой.
Хозяина второго кабинета можно узнать и без прочтения описания. Достаточно посмотреть на длинную линейку на столе. В отличие от предыдущего кабинета, здесь есть часы и печатная машинка. Дополняют интерьер три стула и шкаф. И снова на стене висит телефон с трубкой. Раньше людям надо было встать, подойти к телефону, снять трубку и набрать номер. Сейчас всё проще и быстрее.
Дождь закончился, в небе радуга. Думаю, из космоса её точно не видно.
Дождь закончился, в небе радуга. Думаю, из космоса её точно не видно.