Молодёжь и стереотипы в эпоху Перестройки

Любой фильм так или иначе – отражение эпохи. Фильм Карена Шахназарова «Курьер» – не исключение. Одной из целей автора было передать атмосферу тех времён и вечный конфликт отцов и детей.



Портрет эпохи, перестройка


Многоэтажки спального района, редакция журнала «Вопросы познания», профессорская семья, мать-одиночка. Режиссёр показывает стандартный расклад жизни советского человека: твердолобого юношу, непонимающего родителей с их странными установками. Молодых ребят, которых якобы губит эпоха, в которых зреет протест. Зритель невольно задумывается о позиции молодёжи.

Во времена перестройки был жёсткий дефицит, банкротство, криминал. Люди сидели на работе и ходили группами. Было сложно купить одежду, продукты, всё доставалось большим трудом. Поголовный алкоголизм населения. Немудрено, что старшее поколение волновалось о том, что будет дальше. Да и всегда волновалось. Карен Шахназаров показывает взаимодействие новых взглядов молодёжи и устоев старшего поколения, что не менее актуально и сейчас.


Отцы и дети


Иван, главный герой, живёт с мамой, врёт отцу о своих достижениях, будто придумывает себе другую жизнь. Его взгляд пуст. Он не поступил в университет, особо ничем не интересуется и хочет денег из неоткуда. Можно ли сказать, что он собирательный образ молодого человека той эпохи? Думаю, точного ответа дать нельзя. Но точно ясно, что Иван олицетворяет большой круг молодёжи того времени, желающей жить хорошо, ничего для этого не делая.
Особенность его характера состоит в том, что он всё время шутит и разыгрывает окружающих. Всегда были, есть и будут ребята, которые не хотят ничего делать, хотят наслаждаться жизнью и веселиться. Это не очень хорошо для общества, для государства. Кому нужны бездельники? У людей есть сформированное мнение о том, какой путь должен проходить человек: школа, университет, работа. Те, кто не готов действовать по этим правилам, для старшего поколения – неграмотный бездарь. Мама Ивана говорила: «Ты же сейчас говоришь мне назло. Ты всё, всё делаешь мне назло. Ты такой же, как твой отец».

Иван и мама
Им свойственно винить и перекладывать ответственность за воспитание на кого-то. С другой стороны, они переживают за своих детей, за их будущее. Кому они передадут всё, что сделали? Мне кажется, любой фильм, да и в целом искусство, делается с какой-то целью. Я думаю, мало просто подсветить проблему. Фильм скорее о том, как все пытаются отнести кого-то к какому-то поколению. На мой взгляд, нет деления, есть стереотипы и представления людей об этом.

Беспокойный Иван и студентка Катя


Ивана всё устраивает, он не старался на вступительных экзаменах и после пошёл работать курьером, куда его пристроила мама. «У меня мать учитель, историю в техникуме преподает. Она говорит, иди в педагогический. Там мальчиков дефицит. Может, примут. Не хотел с ней спорить». До этого он просил друга спросить у папы, может ли он его «продвинуть». И снова – не собственное желание и стремление, а помощь кого-то.


Катя, подружка Ивана, из полной обеспеченной семьи. Не хамит родителям, прилежная дочь и ученица. Встреча с ним подсветила ей, что необязательно во всём потакать взрослым и можно делать что хочется. Главные герои противопоставлены. Иван для Кати – пример того, что таилось в ней так долго – свобода. Свобода действий, ответственности за свои слова. Он открыл для неё новую, а, может, и просто притаившуюся жизнь, когда можно беспринципно играть «козла» на пианино и не слушаться во всём взрослых, обсуждать отношения с учительницами и просто жить.
На вечернем ужине с семьёй Кати, после их ссоры с Ваней, начался проявляться её настоящий характер. Казалось бы, может быть восстание против старших ещё мощнее, чем выбор в спутники паренька с окраины, с причудами и странноватым чувством юмора. Она начала путь самостоятельности и осознанности.


Катя впервые отказала отцу и сказала, о чём по-настоящему мечтает. Поначалу может быть неясно, что это тот самый подростковый бунт, который у Кати не было возможности выплеснуть все эти годы из-за воспитанности и зажатости. Смогла бы она это сделать, если бы в её жизни не появился Иван? Нельзя сказать точно, будут они вместе или нет, но точно понятно, что эта встреча изменила их. Будто Иван стал Катей, а Катя Иваном.
На вечере один из гостей сказал: «Я, мы, наше поколение хочет знать, ради кого мы жили и боролись. В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?!» Старшее поколение, а точнее люди с другими жизненными взглядами всегда пекутся о будущем и о судьбах своих детей.

Режиссёр не показывает, как сложилась их судьба. Тем самым он не даёт ответа ни на один вопрос: хорошо ли это, что молодёжь делает, что хочет, и живет так, как хочет? Что будет с такими людьми? Зрителю самому приходится думать над ответом.


А что сделали вы, ваше поколение? Кому в наследство достались юные сердца, в пальто не по размеру и музыкой Гребенщикова на магнитофоне?



Автор: Софья Бочканова

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website