Трансформация личности под
влиянием технологий. Выставка арт-группы Recycle Group в
Манеже закрывает двери
В июле в петербургском Манеже состоялось открытие выставки New Nature. Мы оглянуться не успели, как наступило 10 октября — финальный день, когда все неравнодушные могут познакомиться с проектом. Создатели проекта — арт-группа Recycle Group — это российские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, уже успевшие заявить о себе на 57-й Венецианской биеннале современного искусства, а также как лауреаты премии Кандинского.

На сайте Манежа для посетителей прописана инструкция по посещению. Да, на выставку нужно прийти подготовленным. Ничего сверхъестественного — всего лишь максимально зарядить телефон и скачать приложение «Recycle», без которого некоторые арт-объекты останутся недоступными. Организаторы все продумали и подстраховали нас на случай, если «устройство будет выключено

через 30 секунд», установив специальную зону для зарядки самой личной вещи на свете. Выставка начинается уже с улицы, у входа в Манеж. Белая сетчатая инсталляция, которую мы видим на фасаде, называется «Замкнутые

системы». Хорошенько разглядев, замечаю человечков, окутанных в провода, на каждом надеты очки виртуальной реальности…но что они делают? Поняла! Они помогают друг другу подключить провода, чтобы...попасть в другой мир, в цифровой мир. Надеть очки и не видеть настоящей действительности. Она что, так плоха?

Думать об этом совсем не хочется и, миновав охранника, гардероб, контроллера, наконец, сталкиваешься лицом к лицу с миром New Nature. Взор обращается на арку, установленную на зеркальных стальных листах. Только это вовсе не арка; если смотреть целиком, это ноль. Отражение превращает полуовальную конструкцию в то, на что делить нельзя. Ноль — это один из важнейших символов информатики. С него все начинается и им же заканчивается. Ноль как
портал в новый мир, в мир наступившего будущего, но какой же этот мир? Хороший или плохой? Кто живет в нем? Мы настоящие или мы цифровые? Идем разбираться.

Я включила аудиогид и доверившись приятному голосу диктора, начала свое путешествие с левой галереи. Доносящиеся восторженные возгласы других посетителей заставляют поверить, что происходит нечто жутко интересное.
Я вижу замурованные в белых пластиковых геометрических фигурах скульптуры людей, тоже сделанные из пластика. Что с ними случилось и почему они обездвижены? Ответ на вопрос нужно искать в телефоне. Если отсканировать QR-код, установленный рядом с экспонатом, можно найти информацию об
инсталляции. Скульптуры являются частью проекта Blocked Content, который художники представляли на Венецианской биеннале 2017. Чтобы увидеть фигуры людей, запечатанных в белых массивах, придется зайти в приложение
Recycle Group и навести камеру на объект, после чего происходит «волшебство». На экране смартфона оживают заблокированные пользователи сети. Они грешники виртуального мира, нарушившие законы новой морали. У
них остался один путь это путь в бан навсегда, им больше недоступны всеобщие цифровые удовольствия, они обречены на пустоту и тишину. Так выглядит новый ад, так выглядит новая кара.

Сама идея постоянного взаимодействия с телефоном в какой-то момент начинает пугать. Неужели такими будут выставки будущего?
И если даже придя в музей, нам необходим гаджет, останется ли что-то неподвластное технологиям?

«Разблокировав» всех провинившихся юзеров, перехожу к следующей инсталляции. Скрытая папка это единственный объект выставки, недоступный взору посетителя. Гостям предлагают остаться на целых 1.5 минуты без своего гаджета. На такое отважатся только самые смелые. Телефон с включенной
видеозаписью с любовью забирает волонтер и убирает его в ту самую скрытую папку, где ваш гаджет путешествует по миру арт-объектов художников. Зрителям последнего дня выставки повезло, механизм конструкции сломался, и папку открыли для людских глаз.
Это похоже на дверь бункера, за которой скрыт небольшой зал с игрушечной дорогой, по которой на паровозике странствует ваш телефон, разглядывая (опять же через приложение Recycle) экспонаты. Жаль, что мой телефон не смог постранствовать по дивному миру художников, но выставка настолько необыкновенная, что уже поскорее хочется узнать, что же
ждет дальше. А дальше скульптуры «Просветители», которые мгновенно ассоциируются с героями античных произведений. Сквозь человеческое тело прорисовываются значки цифровых сервисов, что символизирует связь между человеком и постоянным нахождением online. Авторы как будто показывают процесс становления нового человека под влиянием Интернет-ресурсов. Этот новый человек – это наша виртуальная личность. Она связана с нами непосредственно, но при этом как будто сепарирована, мы наделяем ее новыми качествами, которые не обязательно присущи нам настоящим, но они оживают в наших цифровых версиях. Быть может, конструируя свой виртуальный дубликат, тщательно обдумывая, какими особенностями его наделить, мы создаем иллюзию той жизни, которой у нас нет.
По мере изучения следующих экспонатов теряешь счет времени и обойдя первый этаж, милый голос аудиогида напоминает о продолжении выставки на втором этаже. Здесь расположилась инсталляция под названием «Лес истекших ссылок». Инсталляция представляет собой лесной ландшафт, в котором вся природа искусственна. На каждом листе и на каждом фрагменте отображены истекшие ссылки. Их множество расположилось между двух лайтбоксов, на которых изображен океан на фоне заката и рассвета. Они, как затерявшийся необитаемый островок, на бесконечном голубом пятне, который за-
были указать на карте. Как хорошо, что выбраться из него не составляет труда, и вот, вдоволь нагулявшись по лесу, выхожу к финальному экспонату выставки – очень простая конструкция с надписью «It doesn’t exist». Если навести камеру, объект исчезает на экране телефона. Пространство избавляется от непонятного сооружения, оно стерто в виртуальной реальности. Перед зрителем встает вопрос: «Есть ли оно?». Существует в реальном мире, но его нет в мире цифровом. Так как нам относится к этому феномену? И как нам относится ко всему виртуальному? Оно есть или его нет? Зритель уходит, раздумывая над
вопросом, а в это время сеть пополняется терабайтами новой информации.
Дана Кочиева
Автор
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website